Картина «Мона Лиза» Леонардо да Винчи — 3D эффект 16 века

Картину-близнеца «Джоконды» нашли случайно. Анонимная копия висела в художественном музее Мадрида Прадо с 1666 года. Женскую фигуру легко узнавали, но изображена она была на черном фоне. Только в 2012 искусствоведы просветили толстый слой темной краски инфракрасным и рентгеновским излучением. И под ним обнаружили те же формы рельефа, которые изображены на фоне «Моны Лизы» в Париже. На двух картинах заметили одинаковые корректуры и изменения, поэтому предположили, что их создавали одновременно и в одной студии — вероятно, параллельно с Леонардо да Винчи работал один из его учеников. Сейчас в журнале «Leonardo» ученые указывают и на то, что «Мона Лиза», известная картина художника, не только имеет близнеца, но и рядом с ней образует трехмерное изображение — возможно, самое первое в истории.
Эффект 3D можно достигнуть без вспомогательных средств, если стереоскопические изображения положить рядом друг с другом, смотреть вдаль и медленно искать правильную дистанцию. Легче это делать со стереоскопом, который накладывает два изображения с помощью системы зеркал. Также «красно-зеленые 3D-очки» используют, когда оба изображения по-разному окрашены. Сложные 3D-методы работают с фильтрами поляризации и слоями призмы.
Ученые из Бамберга математическим анализом доказали: обе «Моны Лизы» художники создавали одновременно, стоя на незначительном расстоянии друг от друга. Улыбающаяся дама позировала один раз и перед нарисованным заранее пейзажем. «Полотну было 330 лет, когда изобрели первый стереоскоп, — рассказывает Клаус-Кристиан Карбон из университета Бамберга об эффекте, осуществляемом двумя «Джокондами». – Обе картины, прислоненные друг к другу, образуют трехмерное изображение».
Стереограмма — пары изображений, которые немного отличаются перспективой — как на них смотрят отдельно левым и правым глазом. Рассматривая их одновременно, мозг размывает отдельные части в трехмерную, пространственную модель. Впервые технику таких пар в 1838 предложил англичанин Чарльз Уитстон, он создал первый стереоскоп, зеркальный аппарат. Но сейчас предполагают, что еще Леонардо да Винчи раскрыл 3D-эффект.
Сознательно или бессознательно — но ему удалось создать трехмерное изображение на картинах-близнецах «Мона Лиза». Об этом Карбон, экспериментальный психолог, и его коллега Вера Геслингер уже писали прошлым летом в журнале «Perception». Сейчас они обосновали теорию математическим анализом.
«Типичные точки лиц совпадают на 99,8%, то есть имеют небольшое систематическое отличие», — пишут Карбон и Геслингер. На лувровской и прадовской картине некоторые детали смещены на 6,9 см., что довольно точно соответствует среднему для итальянских мужчин расстоянию между глазами — 6,4 см. Еще в прошлом году ученые измерили разные точки, среди которых и кончик носа Моны Лизы, с помощью так называемого двумерного регрессионного анализа; его используют, например, географы для ландшафтных карт. Результат: две картины вместе — первое стереоскопическое изображение в мировой истории.
Теперь ученые подробнее анализируют различия на переднем и заднем планах, определяют позы художника и его мотивы, воспроизводят ситуацию в мастерской: да Винчи, наверное, стоял правее и позади своего ученика; Карбон говорит: «они не стояли бок о бок. Это бы сильно изменило перспективу, ведь тело почти 60 см. в ширину».
3D-эффект проступает на заднем плане. Действительно ли художник и его последователь поняли стереоскопию, остается неопределенным. Но известно, что да Винчи имел дело с перспективой и специальными техниками живописи, пытался передать трехмерную реальность на двумерном холсте. Художник оставил заметки про одно- и бинокулярное зрение и изучал визуальные детали, в частности рефлексию света, цветные источники света и анатомию глаз. Теперь необходимо подождать не будет ли от родственников да Винчи кассационной Жалобы в ФАС или патентное бюро за незаконное использование 3D эффекта в кинотеатрах.
Также ученые ответили на вопрос, который давно обсуждали: действительно ли улыбающаяся итальянский дама сидела перед реальной ландшафтной моделью или на фоне нарисованного из воображения холма. Очевидно, речь идет о панораме. Сначала заметили, что на картинах фоновые детали были смещены, а на портрете с Прадо еще на 10% больше, чем на картине из Лувра. Женские фигуры приблизительно одинакового размера. Предполагают, что художники раскрашивали фон непосредственно на разном расстоянии от модели, но силуэт Моны Лизы перенесли из шаблона: все указывает на то, что холмистый фон картины сначала нарисовали на плоском полотне, оно и висело позади модели.
Остается невыясненным, действительно ли пейзаж воспроизводит реальный холм — до сих пор никто не нашел соответствующих каменистых образований в Италии, хотя подобные виды есть в Тоскане и Ломбардии. В любом случае, Карбон и Геслингер отмечают, что не только инфракрасные и рентгеновские техники являются необходимыми инструментами для художественных исследований. Методы математического и статистического анализа помогают лучше тогда, когда история создания картины неизвестна.

Запись опубликована в рубрике Новости. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий